Музей русской и европейской культуры
Руководитель Бушуева Л.Д.
Музей – дело тонкое, сложное,
но те, кто посвятил ему жизнь, не могут без него.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
НАЗВАНИЕ:
МУЗЕЙ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА»
ПРОФИЛЬ:
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ:
БУШУЕВА ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
МБОУ «ГИМНАЗИЯ №131»
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2001
ПАСПОРТИЗАЦИЯ:
2004 (сертификат №9482),
2009 (сертификат №9482),
2015 (сертификат №9482).
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ: Идея создания музея возникла не случайно. Углубленное изучение иностранных языков инициировало конструирование и моделирование костюмов России, Англии и Франции на уроках технологии. Занимаясь с предметами русской старины, ребята увлеклись росписью по дереву, плетением, вышивкой, вязанием. Вот и вышло: что ни вещь, то экспонат для музея. Так возник уголок русской и европейской культуры, охотно посещаемый родителями, учащимися и нашими гостями. Русское направление помогает лучше узнать историю своего народа, способствует воспитанию любви к Родине, а углубленное изучение английского и французского гармонично дополняется европейским направлением.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Музей функционирует с целью
приобщения воспитанников к историко-культурному наследию своего
народа, ознакомления с основами традиционной народной культуры, изучения быта и
общего уклада жизни наших предков, овладения практическими навыками и умениями
разных видов ручного труда и ремёсел, взаимодействия в коллективных событиях и
праздниках, участия в совместных делах и развлечениях.
Задачи музейной работы:
--создание единого обучающего этнокультурного пространства в образовательном учреждении;
--духовное, нравственное и патриотическое воспитание средствами музейной педагогики;
--приобщение к русской и европейской истории, культуре и искусству;
--формирование представления об образе жизни русского человека (жилище, быте, одежде, занятиях) жителей европейских стран;
--ознакомление с предназначением и использованием предметов быта, костюмов, орудий труда, материалов для различного ремесла;
--развитие познавательных и творческих способностей с помощью разнообразных занятий в музее;
--овладение разными формами народного творчества путём включения и участия в различных этнокультурных мероприятиях;
--привитие основ музейной культуры и поведения.
ФОНД:
Предметов основного фонда – 1345 экспонатов.
Предметов научно-вспомогательного фонда – 350 экспонатов.
Всего 1695 экспонатов.
СЕКЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
В секции русской культуры и быта созданы экспозиции:
--«История русского народного костюма по губерниям»;
--декоративно прикладное искусство (вышивка, вязание, выбивка, ткачество);
--«Крестьянская изба»;
--«Домашняя утварь»;
--«Русские народные инструменты»;
--«Моя родословная»;
--«Фронтовые письма»;
В секции русской культуры находятся подлинные предметы быта и устройства избы, старинные вещи, иконы, коллекции обрядовых и обереговых кукол, коллекции костюмов разных губерний, предметы рукоделия, предметы народного декоративно–прикладного творчества и ремесел, домашняя утварь.
НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ (лекция)
Народные тряпичные куклы (лекция) Ссылка на видео: >>> Народные тряпичные куклы (лекция) (mp4) <<<
СЕКЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
В секции европейской культуры и быта созданы экспозиции:
--«История костюма по эпохам»;
--«История костюма стран Англии и Франции в веках»;
--«Первые «кутюрье - модельеры начала XX века»;
--«Быт, жилище, одежда Галлов»;
--«Костюмы провинций Франции»;
--восемь коллекций исторических костюмов стран Англии, Франции и России в веках в натуральную величину;
--свыше 40 костюмов на куклах: >>> КОСТЮМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ <<<
--декоративно-прикладное творчество.
Экспонаты, представленные в музее, изготавливаются руками учащихся гимназии. Через изготовление экспонатов, знакомство с историей европейской культуры и быта у учащихся формируется представление об образе жизни европейского человека (жилище, быте, одежде, занятиях) от древности до нового времени. За время работы музея было изготовлено около ста костюмов европейского народа.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СОСТАВ МУЗЕЯ:
Совет музея – руководитель музея, педагоги, родители, учащиеся гимназии. Всего 12 человек.
Актив музея – руководитель музея, учащиеся. Всего 40 человек.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
--экскурсии, выставки, творческие отчеты, вечера, встречи, внеклассные мероприятия, как самостоятельно, так и совместно с государственными и общественными организациями;
--пополнение фонда музея путем организации походов, экспедиций и творческих работ учащихся;
--переписка и личные контакты с другими музеями, организациями;
--сбор необходимого материала на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующему профилю;
--изучение собранного материала, обеспечение его хранения и учета;
--создание экспозиций стандартных и других выставок;
--проведение экскурсии для учащихся, родителей, учителей – участников курсов повышения квалификации и многих других приглашенных гостей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
С 2006 года ведется поисково-краеведческая работа – экспедиции по деревням Алтайского края (собрано свыше 700 подлинных предметов русской старины).
• Первая экспедиция – Чарышский район
• Вторая экспедиция – Усть Пристанский район
• Третья экспедиция - Петропавловский район
• Четвертая экспедиция – город Новоалтайск
• Пятая экспедиция – село Власиха
ЭКСКУРСИОННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Тематические экскурсии, учебные, факультативные занятия в музее проводятся в форме бесед, игр, дискуссий, творческих мастерских и встреч. На базе музея проходят уроки Мужества, творческие встречи с интересными людьми: народными мастерами, ветеранами войны и труда, родителями, погибших выпускников нашей школы в Афганистане.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:
Экспонаты, материалы, документы школьного музея используются при проведении уроков технологии, истории, географии, литературы, изобразительного искусства, внеклассной и кружковой работы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МУЗЕЯ В СМИ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ И ИНЫХ ИЗДАНИЯХ:
--газета Вечерний Барнаул «Как одевались наши предки» (2010 год);
--газета Вечерний Барнаул «Как намыть золотой песок» (2012 год);
--газета Вечерний Барнаул «В стране по имени Детство» (2015 год);
--сборник работ по итогам Международного этнофорума «Сибирские беседы» (2013 год);
--сборник творческих отчетов и очерков «Школьный музей как культурно-образовательная ниша» (Нижний Новгород, 2013 год);
--сборник «Педагогические чтения им. В.И. Верещагина» (2014);
--телепередача «Созвездие талантов» (Рен ТV Барнаул, 2013 год);
--сборник «Дополнительное образование – вне рамок, вне границ» (2014 год);
--сборник «Школьные музеи в социокультурном пространстве региона: современное состояние и перспективы развития» (Барнаул, 2016 год).
СОТРУДНИЧЕСТВО:
--Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова;
--Общественное педагогическое детско-юношеское движение Алтайского края «Озарение»;
--Музей истории, литературы и культуры Алтайского края;
--Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения;
--Барнаульский городской детско-юношеский центр;
--Центр развития творчества детей и юношества Ленинского района города Барнаула;
--Детская школа искусств «Традиция» Индустриального района города Барнаула;
--музеи образовательных организаций города Барнаула, дошкольные образовательные организации;
--праздничное агентство «Пир»;
--салон красоты «Розовый фламинго» и др.
ЗНАЧИМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:
--Команда музея награждена дипломом Лауреата I степени на музеологической школе «Наследники традиции» в Международном этнофоруме «Сибирские беседы» (2014-2016 годах);
--На межрегиональной (с международным участием) научно-творческой студенческой конференции «Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика» (секция «Первые шаги в науку») за работу по теме «Этнографический музей истории русской и европейской культуры и быта как центр сохранения и трансляции традиционной культуры и быта» Сокольчук А., ученица 7 класса, член Совета музея награждена дипломом I степени (2013 год);
--На районном конкурсе лекторов и экскурсоводов, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинации «Лучшая лекторская группа» команда музея награждена дипломом за I место (2010 год), в смотре-конкурсе музеев – 1 место.
--На районном и городском конкурсах юных экскурсоводов «Историко-культурное наследие Алтайского края: Объекты, люди, события» Левицкая Дарья и Сокольчук Анна награждены дипломом за I место (2014 год).
--В III Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного и народного творчества «Красота земли Российской» в рамках V Международного конкурса «Окно в Европу» г. Санкт-Петербург заняли пять призовых мест в номинации «Декоративно-прикладное творчество» (2010 год).
--Краевой заочный конкурс «Краеведческая находка года» - диплом I степени.
--В 2014 году музей «История русской и европейской культуры и быта» под руководством Бушуевой Любови Дмитриевны стал победителем среди общеобразовательных музеев.
--Во Всероссийском конкурсе «Чтобы помнили..» г Владивосток, Тригуб Георгий награждён дипломом II степени в 2015 году, а в 2016 году Георгий стал победителем проекта «Сокровища школьного музея» с темой «Уникальный экспонат».
--В 2016 году Левицкая Дарья, ученица 10 класса стала победителем в конкурсе по краеведению и народной культуре г. Владивосток Всероссийский центр «Океан».
--В 2017 году Левицкая Дарья, ученица 11 класса стала победителем в конкурсе «Лучший экскурсовод», а в конкурсе среди интерактивных форм работы музеев, музей «История русской и европейской культуры и быта занял II место г.-Владивосток Всероссийский центр «Океан».
В этом чудесном уголке нашей школы можно увидеть костюмы и предметы быта русского народа, проследить историю развития европейской моды в коллекции костюмов Англии и Франции. Русское направление, у истоков которого стояла учитель технологий Шаховцева Л.А., помогает лучше узнать историю своего народа, способствует воспитанию любви к Родине, а углубленное изучение английского и французского гармонично дополняется европейским направлением.
Идея создания музея культуры возникла не случайно. Углубленное изучение иностранных языков инициировало конструирование и моделирование костюмов России, Англии и Франции на уроках технологии. Занимаясь с предметами русской старины, ребята увлеклись росписью по дереву, плетением, вышивкой, вязанием. Вот и вышло: что ни вещь, то экспонат для музея. Так возник уголок русской и европейской культуры, охотно посещаемый родителями учащихся и нашими гостями.
Особый интерес в экспозиции представляют изготовленные детскими руками коллекции и экспозиции, отражающие исторические, региональные и сословные аспекты и являющиеся предметом законной гордости музея. Работе над костюмом и образом куклы сопутствует масса связанных с ним предметов, деталей и обстоятельств. Кто принес ценную идею, кто вышитую прабабушкой блузку, кто самовар, кто прялку. Постепенно уголок расширялся и в 2001 году превратился в школьный музей.
Музей живет, постоянно пополняются его фонды, растет число посетителей. Ребята собирают предметы старины, конструируют и моделируют костюмы, ведут научную работу, пишут лекции, с которыми выступают перед учащимися и их родителями, педагогами и гостями, проводят экскурсии, выступают на различных конкурсах и неизменно становятся их призерами. Материалы музея используются на уроках технологии, литературы, иностранных языков, в начальной школе.
В 1998 году на базе музея создан театр европейской моды ЭТУАЛЬ.
Русское направление. Старшеклассницы создают костюмы в народном стиле. Одновременно они учатся правильно использовать макияж, прическу, основам визажа, грации, характерной пластике, народным танцам, песням, готовят блюда русской кухни и проводят их дегустацию. Авторская коллекция народных нарядов "У истоков русской культуры" является не только ценной музейной экспозицией, но достойно украшает школьные, районные, городские и краевые мероприятия, а "Уголок крестьянского быта" вот-вот станет самостоятельным музеем. Ежегодно он пополняется новыми экпонатами, полученными в дар или приобретенными в ежегодных летних этнографических экспедициях.
Европейское направление. Изучая историю костюма Англии и Франции, культуру быта, учащиеся создают наряды от средневековья до современности, демонстрируют функции костюма и аксессуары: обувь, прически, головные уборы, сумочки, веера, макияж и т.д. Европейское направление моды различных исторических периодов представлено в музее богатой коллекцией кукол и реальными костюмами. Примеряя наряды разных эпох, девочки дефилируют на подиумах, чувствуют себя прекрасными дамами из рыцарских романов, кружатся на балах, участвуют в дворцовых церемониях, веселятся и кокетничают на маскарадах.
Школьный музей - сложный организм, во главе которого руководитель, совет из педагогов и родителей, группы поисковиков, оформителей, экскурсоводов, лекторов, хранителей фондов, конструкторов и модельеров. В экспозиции музея коллеции кукольных костюмов, а также подростковые костюмы разных эпох: конца XVI, барокко Англии и Франции, рококо, конца XIX, модерн, ретро и другие. Кроме того, здесь вышивки, вязания, плетения, ткачество, образцы предметов старины. Дети осваивают английскую и французскую кухню, работают над творческими проектами.
Музейные экспозиции исторических костюмов начали формироваться с 1998 года и в настоящее время состоят из семи разделов: коллекции кукольных нарядов (начало разработки - 1996 год), коллекции исторических костюмов: "На балу" - мода эпохи барокко XVII в., Англия" (2000), "Накануне бала" - мода эпохи рококо, XVIII в., Франция" (2001), "Элегия" - мода конца XIX в., Франция (2002), "Ретро" - новая мода с элементами прошлого (2003), "Лунный шарм" - европейская мода вечерней романтики, XX в. (2004), "Мода и время" - мода эпохи барокко, XVII в., Франция (2006).
В 1998 году на базе музея культуры был создан и начал развиваться Театр европейской моды ЭТУАЛЬ. Углубленное изучение языков, культуры и быта Англии и Франции создало предпосылки для разработки костюмов разных эпох "на себя". При этом творческое развитие учащихся идет через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок, художественными выставками, работами одноклассниц. Все это вызывает повышенный интерес к труду и приносит моральное удовлетворение.
"На балу" - мода эпохи барокко XVII в., Англия. Презентация первой коллекции состоялась 17 мая 2000 года. Демонстрация сопровождалась диалогом ведущих на трех европейских языках: русском, французском и английском. Мода, претерпевая головокружительные изменения, вновь возвращается в далекие века. Костюмированное отображение эпохи барокко сопровождалось аксессуарами, танцами, жестами и мимикой того времени. Эта коллекция исторического костюма награждена дипломом I степени на городском конкурсе “Стиль, Стиль? Стиль!” 2000 года.
"Накануне бала" - мода эпохи рококо, начало XVIII века, Франция. Коллекция награждена дипломом II степени на городском конкурсе “Стиль, Стиль? Стиль! 2001 г.” в номинации "Историческая мода", а на краевом конкурсе юных модельеров ”Мода и время 2001 г.” в номинации "Юбилейная" награждена дипломом III степени. Целенаправленная работа по формированию умений и знаний развивает фантазию дизайна, творческое отношение к качественному исполнению европейского костюма, погружает учащихся в мир костюмов, углубляет знание исторической эпохи.
"Элегия" - мода конца XIX века. Франция. В 2002 году театр европейской моды награжден дипломом I степени на районном конкурсе “Фейерверк моды” в номинации “Историческая мода” за мастерство в исполнении, художественный вкус и творчество. На городском конкурсе “Стиль, Стиль? Стиль!” - дипломом I степени в той же номинации, а на краевом конкурсе юных модельеров "Мода и время" получил диплом “За создание яркого сценического образа исторического костюма” в номинации "Юбилейная" и специальный приз “Энциклопедия исторического костюма”.
"Лунный шарм" - коллекция современной европейской моды. В-2004-г. пятая коллекция “Лунный шарм” театра европейской моды на городском конкурсе юных модельеров “Стиль, Стиль? Стиль!” в номинации “Вечерняя романтика” награждена дипломом III степени. В этой коллекции детям предоставляется возможность самостоятельного творческого поиска, проектирования и воплощения собственных идей в костюмах, которые они сами и демонстрируют на различных праздниках, конкурсах, театрализованных представлениях и презентациях.
"Ретро" - современная европейская мода с историческими элементами. Изучая конструирование и моделирование одежды, учащиеся знакомятся с историей костюма, его стилем и силуэтами. Работа начинается с эскиза, подбора ткани, фурнитуры, отделки. Затем создается макетный образ костюма на куклах, после - в натуральную величину с украшениями головных уборов, обуви и других аксессуаров. В 2003 г. на краевом конкурсе "Мода и время" в номинации "Вечерняя романтика" театр европейской моды получил диплом за высокое профессиональное мастерство.
"Мода и время" - мода эпохи барокко XVII в., Франция. В 2006 году шестая коллекция “Мода и время” театра европейской моды награждена дипломом I степени на районном конкурсе “Фейерверк моды” в номинации “Театральный и исторический костюм”, на городском конкурсе юных модельеров “Стиль, Стиль? Стиль!” получила диплом за высокое профессиональное мастерство и специальный приз. В этой коллекции для учащихся пятых классов все было впервые: изучение материала, конструирование, моделирование, изготовление костюма и дефиле.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА,
ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕКЦИЯ (видеосаммари)
Музей истории русской и европейской культуры и быта, европейская секция Ссылка на видео: >>> Музей (mp4) <<<
ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ ИСТОРИИ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА,
ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕКЦИЯ
Экскурсия по музею истории русской и европейской культуры и быта, европейская секция Ссылка на видео: >>> Экскурсия по музею (mp4) <<<
Мода конца XIX века
Ссылка на видео: >>> Мода конца XIX века (mp4) <<<
Мода в стиле Барокко
Ссылка на видео: >>> Мода в стиле Барокко (mp4) <<<
Мода в стиле Ампир
Ссылка на видео: >>> Мода в стиле Ампир (mp4) <<<
Мода в стиле Рококо
Ссылка на видео: >>> Мода в стиле Рококо (mp4) <<<
Новое с элементами прошлого (вальс)
Ссылка на видео: >>> Новое с элементами прошлого (вальс) (mp4) <<<
План работы музеев на 2020-2021 учебный год | Перейти |
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа музееведения» 2021 - 2022 учебный год | Скачать |
Методическая разработка руководитель школьных музеев - Бушуева Л.Д. «Гимназия №131» 2022 год | Скачать |
Методическая разработка Ткаченко Виктория, ученица 11 класса «Гимназия №131» по музею 2022 год | Перейти |
Методическая разработка Жуйкова Полина, ученица 5 класса «Гимназия №131» по музею 2022 год | Перейти |
Методическая разработка Карманова Станислава, ученица 5 класса «Гимназия №131» по музею 2022 год | Скачать |
Методическая разработка Токарева Вероника, ученица 5 класса «Гимназия №131» по музею 2022 год | Скачать |
Методическая разработка Коровкина Татьяна, ученица 5 класса «Гимназия №131» по музею 2022 год | Скачать |
Методическая разработка Панкратовой Елизаветы МБОУ «Гимназия №131» по музею 2021 год | Перейти |
Методическая разработка Ротовой Дарьи МБОУ «Гимназия №131» по музею 2021 год | Перейти |