Об открытом городском конкурсе имени Е.Л. Квитницкой

«Школьный музей: новые возможности»

 

Номинация конкурса: «Музейная история» в формировании экспозиции в секции музея европейской культуры и быта коллекций исторического костюма театра “Этуаль”

Наименование эссе: Создание исторического костюма

Составитель эссе: Ткаченко Виктория, ученица 11 класса


На базе музея создан и развивается театр исторического костюма «Этуаль»
(в переводе с французского – «звезда»).


Углубленное изучение языков, культуры и быта Англии и Франции создало предпосылкой для разработки костюмов разных эпох. Учащиеся создают наряды от средневековья до современности, демонстрируют функции костюма и аксессуары: обувь, прически, макияж, основы визажа, грации, характерной пластики, головные уборы, сумочки, веера. Все изделия выполняются в натуральную величину.

При этом творческое развитие учащихся идёт через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок, художественными выставками, работами одноклассниц. Все это вызывает повышенный интерес к труду и приносит моральное удовлетворение.

Европейское направление моды представлено в музее богатой коллекцией кукол и реальными костюмами, которые являются не только ценной музейной экспозицией, но достойно украшают районные, городские и краевые мероприятия: выставки, конкурсы, праздники, конференции.

Примеряя наряды разных эпох, девочки дефилируют на подиуме, чувствуют себя прекрасными дамами из рыцарских романов, кружатся на балах, участвуют в дворцовых церемониях, веселятся и кокетничают на маскарадах.

Школьный музей целью своей работы считает творческое развитие личности, формирование предметных знаний, умений и навыков, развитие общей художественной культуры, овладение образным языком декоративно – прикладного искусства.

При выполнении практических работ учащиеся кроме освоения технологических приёмов включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Создание экспонатов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным и швейным инструментом и оборудованием.

Одновременно с этим предоставляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Именно поэтому своими основными задачами мы считаем: сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом и оборудованием, ценить красоту.

Чтобы дать возможность театру показать исторические костюмы, автор создаёт дефиле, а также совметно с учащимися разрабатываются различные сценарии постановок с дальнейшим их показом.

Почему мы делаем костюмы именно английских и французских фасонов?

Потому, что наша школа занимается углубленным изучением языков этих стран. Первые костюмы мы шили на кукол Барби, и за время нашей работы накопилась не маленькая коллекция. Потом девочки, обучающиеся у нас, начали шить костюмы на себя. Все модели воссозданы по образцам французских и английских нарядов прошлых веков.

Дети, выступая на различных мероприятиях, конкурсах, выставках и конференциях, демонстрируют костюмы, обувь, макияж, аксессуары, прически средневековых дам и кавалеров. За шестнадцать лет работы было выпущено пятьдесят три исторических костюма, относящихся к различным временным периодам XVI – XX веков.

Мы используем специальную литературу по истории костюма и стараемся воссоздать одежду по эскизам. Также в музее имеется книга 1904 года, в которой собраны уникальные лекала.

Именно ее мы используем при создании костюмов. Но не всегда получается в точности воссоздать модель: ткани сейчас не те, да и технология шитья изменилась. Поэтому в каждом костюме мы стараемся отыскать изюминку и подчеркнуть её, а именно: передать настроение и дух той эпохи, по которой создан костюм.

Чему обучают детей в театре?

Во-первых, детей обучают шитью: девочки из старших классов шьют костюмы, как себе, так и малышам. Мы стараемся таким способом привить им любовь к труду и обучить азам некоторых профессий: конструктора, модельера, визажиста, закройщицы, швеи-мотористки. С девочками занимается хореограф. Их учат правильно преподносить модель с помощью движений и манер.

Какая коллекция была самой успешной?

Трудно выделить какой-то один костюм, все костюмы имели успех у зрителей. Тем не менее, с каждым годом коллекции усложняются, становятся интереснее. Для их создания используются современные ткани. Наверное, третью коллекцию “Мода конца XIX века” можно назвать самой интересной: у костюмов был особый крой со шлейфом, с турнюром, в больших количествах использовался бархат. Сейчас мы готовим выпустить ещё одну коллекцию мода в стиле маньеризма. Думаю, она тоже будет удачной.

В заключение я скажу, что театр награжден множеством дипломов различных степеней и всегда ждет талантливых и раскрепощенных! Всех желающих заниматься в театре моды руководитель ждет по адресу: улица А. Петрова – 218 (МБОУ «Гимназия №131»). Так что, если хотите поразить всех изысками совершенно иной моды – приходите. Вас здесь встретят с радостью.