Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №131»

 

Об открытом городском конкурсе имени Е.Л. Квитницкой

«Школьный музей: новые возможности»

 

Номинация: «Музейные жанры (эволюция предметов быта)»:  авторский текст - рассказ, посвящённый истории и эволюции предметов быта - экспонатов музея образовательной организации.

Автор работы – Ротова Дарья Александровна, учащаяся 6 класса

«Русские традиционные народные  куклы»  использовала для применения учащимися на мастер-классах, творческих мастерских для ребят разного возраста во время лекций-экскурсий для нашего замечательного школьного музея.

     Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

    Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

    Потеряв корни, дерево уже не может существовать, так и человек, потеряв связь с прошлым, может остаться без будущего.

     Народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь. Такую народную куклу не купишь в магазине. Изучению истории родной страны, возрождению народных традиций сегодня уделяется большое внимание.

     Заинтересовавшись изучением традиционной русской тряпичной куклы, я и не предполагала, какие горизонты для творчества и интересных дел она для меня открывает.

     Мне было интересно узнать, что раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.         Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.        В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, которую она,  дожидаясь рождения ребенка, оберегала от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

     Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

     Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

     Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа.

И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.

     Красивая кукла, с  любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.         Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.

     Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

     Погружаясь глубже в тему своего рассказа, я сделала новое открытие. Русская традиционная тряпичная кукла это не только игрушка, оберег и участница разных обрядов. На Руси тряпичная кукла это с большой заботой детально продуманная, основанная на опыте многих поколений русского народа уникальная система воспитания и обучения детей.

     Я давно уже  поняла, что мне самой всё больше и больше становиться интересным, не простое общение с ребятами, малышами и ровесниками, а общение, в ходе которого я что-то рассказываю им, делюсь своими знаниями и умениями. Так я стала активистом школьного музея «История русской и европейской культуры и быта» Понятно, что вдохновила на это меня моя учительница. Любовь Дмитриевна руководитель музея. Я часто бываю в музее и мне очень нравиться смотреть, как она работает, и люблю участвовать в    мероприятиях, которые она организовывает. Думаю, что опыт, который она мне передаёт, поможет мне в дальнейшей моей работе.

     В голове моей роятся множество идей, которые я очень хочу реализовать. Например, я уже готова к проведению мастер-класса для своих одноклассников. На первом этапе я  планирую разработать вспомогательный раздаточный материал и подобрать интересный информационный материал.

     Особый интерес у меня вызвала кукла на выхвалку. Это не просто кукла. Нарядная кукла на выхвалку – это настоящий экзамен по шитью и рукоделию для девочки-подростка. Каждая девочка, в прошлом, хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать свои умения и знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Думаю, что моё предложение будет интересно и учителю технологии и моим одноклассницам. Куклу на выхвалку можно сделать своеобразным зачётом по проверке усвоенных навыков по предмету «Технология».

      Особую нежность я испытала к тряпичной кукле познакомившись с зайчиком на пальчик. Какая родительская добрая забота была вложена нашими предками в идею этой куклы. И я сразу же захотела подарить такую куклу всем малышам.

     Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Думаем, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости. Чем чаще мы будем возвращаться к традициям своего народа, помнить и знать свое прошлое.

      Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

     В каждую эту игрушку вложена частичка души, и я очень надеюсь что Вы, подержав их в руках, заинтересуетесь волшебным миром тряпичной куклы!