Об открытом городском конкурсе имени Е.Л. Квитницкой
«Школьный музей: новые возможности»
Номинация: «Музейные жанры», авторские тексты, посвященные истории
и эволюции предметов быта
Тема лекции - экскурсии: «Русский народный костюм»
Продолжительность экскурсии: 20 мин
Составитель текста: Жуйкова Полина, ученица 5 класса
Под темы, отдельные вопросы. Экспонаты.
Содержание экскурсии:
В секции русской культуры и быта созданы следующие экспозиции:
Русский народный костюм по губерниям
Под темы:
- Русский народный костюм
- Ткани, цвет, орнамент
- Основные виды и формы костюма
- Мужской костюм
- Женская одежда
Название композиции: «Русский народный костюм»
В жизни русских крестьян значительное место занимало служение красоте, которую они переносили из природы в предметы быта и одежды. Особое место в создании этой красоты отводилось женщине.
До сих пор восхищают удивительные наряды, созданные её талантливыми руками. Восхищает и то, что при тяжелой, казалось бы, беспросветной жизни, русская крестьянка умудрялась быть сказочно красивой в праздники и даже на покос выходила в рубахе, по-царски, украшенной вышивкой.
Цель работы: представить традиции русского народного костюма.
Описание композиции: композиция состоит из трёх декоративных кукол в русских народных костюмах. Изготовление куклы состоит из нескольких этапов. Сначала изготавливали каркас, затем подготавливали и кроили ткань. При помощи операций на швейной машине наносили узоры или вышивали вручную. На заключительном этапе создавали костюм.
Женский костюм состоит из нижней юбки, рубахи, понёвы, передника, головного убора. Все детали костюма украшались вышивкой, тесьмой, поетками. Для дополнения к костюму одевался гердан – это русское женское национальное украшение.
Мужской костюм состоял из рубахи, портков, обуви, головного убора, чаще всего кепка, с небольшим козырьком, украшенная цветком, и неотъемлемой части – пояса.
Женский и мужской костюм имели общие черты. Они были украшены вышивкой, которая выступала в виде оберега. Обереги – предметы, которые имели силы защищать человека от всевозможного зла. Женщины покрывали вышивкой ворот, рукава, подол. И получалось, что людей защищала красота, в которую они безоговорочно верили.
Вышивка несла и другой более глубокий смысл. Русская женщина, вышивая изделие, вкладывая в него всю душу. Каждая фигура несла глубокий смысл не только значением, но цветом. Красный – солнце, любовь; черный – земля.
Само изготовление костюма несло с собой тяжкий труд. Надо было посеять, вырастить лен, обработать, соткать, отбелить. И только потом скроить, сшить и красить. Это делалось вручную, долгими вечерами, потому что днем женщины работали в огороде, на пашне, на поле.
Жизнь у крестьянки и у крестьянина была тяжелая, а одежда, которую они создавали, была настолько красивая, прочная и нарядная, что до сих пор радует глаз и сердце.
Ради того, чтобы вечно жил дух мастерства, дух высокого творчества в нашем народе, необходимо рассказывать о рукотворной красоте, без которой жить неинтересно.
Содержание лекции-экскурсии:
Русский народный костюм. Народный русский костюм — явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца 19 века оставалась носителем традиционной культуры. Еще в начале 20 века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды. Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.
Условия исторического развития, начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля.
Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.
Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.
Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Ткани, цвет, орнамент. Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре.
Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Узоры, тканные и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки.
Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов. С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
Основные виды и формы костюма. Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.
Мужской костюм. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине.
Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).
Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы зимой — овчинные нагольные шубы. Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку - рогатую кичку, затем платок.
В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора - "кокошник» - род плотной твердой шапочки. Его носили с сарафаном.
Кокошники XVIII - начала XIX вв. искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты.
Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с "шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Одежду в крестьянской семье всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли из него тонкие мягкие нитки.
Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры.