Школа занимает важное место в жизни ребенка, именно она как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Любовь к Родине, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина своей страны, сформировать у детей чувства собственного достоинства, положительных качеств личности.
Патриотическое воспитание – основное направление комплексного подхода к развитию и становлению личности ребенка в МБОУ «Гимназия №131».
Мы рассматриваем гражданственность как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Углубленное преподавание иностранного языка в гимназии даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение культуры других народов посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Следует отметить, что качеств, сформированность которых определяет степень приближения личности к идеалу гражданина, достаточно много.
На вопрос: «Каким же должен быть идеальный тип гражданина Российской Федерации?» учащиеся, родители и педагоги гимназии назвали следующие качества: гражданин России – это патриот своей Родины, знающий и преумножающий историю и культуру своего народа, интеллектуально развитая, высоконравственная, культурная, творческая, здоровая личность, знающая и соблюдающая свои права и законы государства, способная реализовать себя на благо общества.
Это определение в принципе и позволило обозначить ведущую концептуальную идею воспитательной системы гимназии – воспитание достойного гражданина - патриота своей страны.
Дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.
Гражданин – житель страны, который знает полную драматизма и великих свершений историю родного Отечества, гордится достижениями известных соотечественников, причастностью к богатейшей в мире культуры, адекватно оценивает произошедшее и происходящее в стране, готовый служить своему народу на благо, процветание и защитить суверенитет и независимость государства.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы гимназии, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства.
Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их решения, организуется деятельность. В этой связи определена
Цель: создание психолого-педагогических условий для гражданского становления и личностного развития гимназистов, формирование их активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в гимназии включает в себя 3 взаимосвязанных и взаимозависимых блока:
1. Воспитание гражданина в процессе обучения - реализуется через этнокультурный компонент предметов базового уровня, формирующий национальное сознание; учебные планы и программы углубленного изучения иностранных языков; отбор содержания предмета с целью усиления его духовного и патриотического потенциала; интеграцию и координацию в учебном процессе; разработку новых образовательных технологий.
2. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе внеурочной деятельности - реализуются посредством комплексно-целевых программ (КЦП), работа которых призвана формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации: «Эврика» (интеллектуальное), «Растем патриотами» (патриотическое), «Мир вокруг нас» (эстетическое, творческое), «Будущее в настоящем» (физическое), «Все работы хороши» (трудовое, профориентационное), «Свой голос» (ученическое самоуправление), «Школа, дом – одна семья» (семейное), «Между нами» (социальное), «Школа безопасности».
3. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе взаимодействия с социумом.
Воспитание в гимназии рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, в социуме и в семье.
Гражданско-патриотическое воспитание гимназистов в процессе обучения
Идея гимназии – воспитать достойного гражданина - патриота своей страны находит отражение в учебной деятельности.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности происходит и на уроках истории, обществознания и литературы. Преподавание этих предметов строится с опорой на фактический материал и дает возможность сформировать учащимся собственное мнение, собственную гражданскую позицию.
Приверженность ценностям национальной культуры воспитывается в ходе преподавания предметов «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология».
Большой вклад в формирование лучших качеств защитников Отечества вносят преподавание таких предметов как «ОБЖ», «Физическая культура».
Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. Своеобразие данной дисциплины заключается в том, что в ходе изучения учащиеся приобретают не только знание языка, но и формируют умения и навыки пользоваться языком других народов как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Разработаны, апробированы и внедрены учебные курсы на английском и французском языках: «Страноведение Великобритании и США», «Страноведение Франции», «Литература Великобритании и США», «Литература Франции», МХК на французском языке.
На уроках воспитываются ценностные отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, к обществу и здоровому образу жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание гимназистов в процессе внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется по ряду важнейших направлений, и реализуются через комплексно-целевые программы (КЦП), работа которых призвана формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват всех учащихся школы с 1-го по 11–е классы.
КЦП «Эврика» (развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей)
Цель: содействие учащимся в определении устойчивых интересов к тому или иному предмету, области науки, виду деятельности, создание условий для самоопределения, самореализации
Задачи:
- развить интерес к предмету, самостоятельности, творческой активности;
- приобщить учащихся к интеллектуальной культуре, стимулировать их познавательно-творческую деятельность;
- сформировать отношение к учебе как к главному труду;
- сформировать потребность в научно-исследовательской деятельности;
- выявить наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развивать их интеллектуальные способности.
КЦП «Растем патриотами» (патриотическое воспитание)
Цель: создание условий для формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, верности Отечеству.
Задачи:
- развить интерес и потребность учащихся в изучении героико-исторических фактов в становлении и развитии Российского общества, познакомить с традициями и обычаями жизнедеятельности населения России и других народов;
- сформировать чувство толерантности и гуманизма, воспитание уважения к старшему поколению;
- сформировать правильное представления учащихся о роли государства в жизни общества, чувство уважения к Конституции РФ, государственным символам;
- сформировать у учащихся положительное отношение к гимназии, сохранение и преумножение ее традиций.
КЦП «Будущее – в настоящем» (физическое воспитание)
Цель: создание условий для формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и здоровому образу жизни.
Задачи:
- сформировать у учащихся мотивацию для здорового образа жизни;
- сформировать основы бережного отношения к окружающей среде;
- популяризировать физическое воспитание;
- сформировать личную ответственность за состоянием здоровья;
- осуществлять планомерный контроль за состоянием здоровья учащихся.
КЦП «Мир вокруг нас» (эстетическое воспитание)
Цель: образование досугового пространства для самореализации внутренних потребностей и развития творческого потенциала личности.
Задачи:
- создать условия для развития творческих возможностей учащегося, с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей;
- приобщить учащихся к культурной жизни города, формирование эстетического вкуса;
- укрепить и расширить взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры района, города, края.
КЦП «Все работы хороши» (трудовое воспитание)
Цель: создание условий для профессионального самоопределения учащихся и обогащения их знаниями, умениями и навыками в выборе жизненного и профессионального пути.
Задачи:
- сформировать основы положительного отношения и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека;
- расширить знания учащихся о профессиях, о сложившейся ситуации на рынке труда в определенный период времени, о порядке и условии поступления в учебные заведения, сформировать у учащихся осознанное реальное отношение к таким социальным явлениям, как рыночная экономика, безработица, конкуренция, этика бизнеса;
- изучить личностные особенности учащихся и оценки их профессиональных возможностей, помощь в выборе профессии на уровне психолого-педагогической консультации;
- ориентировать школьников на отечественные традиции и опыт ведения дел, культивируя лучшие черты национального предпринимательства, воспитывая уважение, что народ-труженик создал на протяжении развития российского государства.
КЦП «Свой голос» (организация ученического самоуправления)
Цель: создание условий для формирования активной жизненной позиции школьников, задающей реальные возможности гражданского и личностного самоопределения.
Задачи:
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую сознательность и ответственность за самого себя, окружающих людей, общество и Отечество;
- создать условия для развития и укрепления системы ученического самоуправления;
- сформировать систему открытых гражданских отношений через технологию социального проектирования;
- создать условия для овладения учащимися основными знаниями в области правовой культуры;
- вовлечение учащихся в социально-значимую жизнь школы, района, города, края, страны;
- стремление к созданию содружества детей разных ступеней.
КЦП «Между нами» (социальное)
Цель: создание условий для оказания социальной, психолого-педагогической помощи учащимся и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи:
- обеспечить механизм взаимодействия школы с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреж¬дений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и право¬нарушений, защиты прав детей;
- создать условия для повышения психолого–педагогической и правовой компетенции родителей, оказание социальной помощи нуждающимся семьям;
- создать условия для освоения учащимися законодательной базы о нарушении правил и норм жизнедеятельности общества;
- профилактика правонарушений, социальных девиаций среди учащихся;
- реабилитация и коррекция поведения учащихся «группы риска»;
- создать условия для формирования положительного ценностного ориентира в среде школьника, направленного на самовоспитание, самореализацию.
КЦП «Школа безопасности»
Цель: создать условия для освоения детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
- создать условия для формирования качеств, знаний, навыков по защите жизни и здоровья и умение их использовать;
- сформировать основы безопасного поведения на дорогах и улицах города;
- создать условия для освоения учащимися основ противопожарной безопасности.
КЦП «Школа, дом – одна семья» (взаимодействие семьи и школы)
Цель: создание условий для развития и расширения сферы взаимодействия с семьей, способствовать в возрождении традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех его членов.
Задачи:
- создать условия для повышения компетентности родителей в области гражданско-патриотического воспитания детей,
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- сформировать у учащихся и их родителей осознание истории семьи как части истории народа, заботы о продолжении рода, сохранении и уважении его добрых традиций;
- вовлекать родителей в социально-общественную, культурную, спортивную жизни школы, предоставление разносторонних возможностей для проведения совместного досуга с детьми;
- информировать родителей о результатах учебно-воспитательного процесса.
Концепция воспитательной системы гимназии «Я – гражданин России!» определена видением всей жизнедеятельности гимназии, а так же моделью выпускника как продукта совместной творческой деятельности участников педагогического процесса, характеризующий их представление о наиболее важных личностных качествах, которыми он должен обладать.
Прикрепленные документы «»
Концепция воспитательной системы «Я – гражданин России!» | Скачать |