Госавтоинспекция напоминает, что особую опасность представляют пешеходные переходы, на которых пешеход зачастую чувствует себя в безопасности и забывает о скрытой угрозе, что может привести к получению серьезных травм. При этом самой незащищенной категорией участников дорожного движения являются дети-пешеходы, которые не имеют достаточного жизненного опыта и не знают, как правильно действовать в той, или иной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие произошло 15 сентября 2019 года, в 11 часов 50 минут на улице А. Петрова, 219 А, водитель автомобиля «Тойота Креста» двигаясь по улице А. Петрова, со стороны улицы Островского, в сторону улицы Малахова, допустил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу справа налево по ходу движения автомобиля, хотя в соседнем правом ряду от автомобиля «Тойота Креста», остановилось транспортное средство, для того что бы пропустить пешехода. Пешеход-ребенок, 2009 года рождения с тяжёлыми травмами был госпитализирован в КГБУЗ «Краевая клиническая поликлиника скорой медицинской помощи».

Дорожно-транспортное происшествие произошло 24 сентября 2019 года, в 07 часов 05 минут на улице Челюскинцев, 80, водитель автомобиля Ваз 2107 двигаясь по улице Челюскинцев, со стороны улицы Шевченко, в сторону улицы Папанинцев, нарушил правила проезда пешеходного перехода, допустил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, (светофор обесточен), справа налево по ходу движения транспорта, хотя в соседнем правом ряду от автомобиля Ваз 2107, остановилось грузовое транспортное средство, для того что бы пропустить пешехода. Пешеход-ребенок, 2010 года рождения с тяжёлыми травмами был госпитализирован в КГБУЗ «Краевая клиническая поликлиника скорой медицинской помощи».

Обращаясь к родителям, хочется напомнить, что ответственность за действия детей несут в первую очередь взрослые (законные представители), при этом каждый родитель должен понимать, что нарушение Правил дорожного движения или отсутствие контроля за детьми вблизи проезжей части могут привести к непоправимым последствиям. Также напоминаем, что обязательное размещение не верхней одежде световозвращающих элементов позволит в несколько раз снизить вероятность получения травм на дороге, особенно в темное время суток, при этом приобретение световозвращающих элементов не требует значительных денежных затрат.

Водителям настоятельно рекомендуем максимально снизить скорость движения в период ухудшения погодных условий, избегать маневров, связанных с выездом на полосу встречного движения. При подъезде к пешеходным переходам и местам расположения образовательных организаций (обозначенных знаками 1.23 «Дети») быть особенно внимательными и ожидать неожиданный выход пешеходов на проезжую часть из-за стоявших автомобилей. При этом следует учитывать тот факт, что поведение детей бывает непредсказуемым. Если вы видите детей на обочине дороги необходимо быть готовым к любой ситуации и максимально снизить скорость движения.

В тоже время родители не всегда должным образом контролируют, чем занимаются дети и где они находятся.

Родителям рекомендуем ежедневно напоминать детям о соблюдении Правил дорожного движения и правил безопасного поведения на дороге, а также на дворовых территориях, напомнить детям, что во дворах также имеется проезжая часть, на которой нельзя играть.

Опасности могут подстерегать на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта и вам необходимо научится анализировать, сравнивать, принимать правильные решения.

Одно из важных особенностей при переходе проезжей части - требования ПДД в части необходимости убедиться в безопасности перехода, ситуации - «дорожные ловушки».


“ЛОВУШКИ” ЗАКРЫТОГО ОБЗОРА.

Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Обзору дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги. Именно поэтому пешеходам запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах.

Главную опасность на дороге представляет автомобиль: движущийся, стоящий, трогающийся с места, останавливающийся.

Участок проезжей части дороги, на котором стоит транспорт, сложен для перехода. Но опасен он лишь для тех, кто чересчур тороплив, небрежен, невнимателен к себе и к окружающим. Видимость дороги и объектов на ней — одно из важнейших условий безопасности движения. Основная часть информации, нужной водителям и пешеходам для правильной ориентации в дорожной обстановке, — это зрительная информация.

Вероятность дорожного происшествия в условиях ограниченной видимости  в пять-восемь раз больше, чем в нормальных условиях. Резко ограничить обзор дороги для пешеходов могут зонтики, капюшоны, воротники. Чтобы правильно ориентироваться в такой обстановке и получать полную информацию, необходимо постоянно контролировать ситуацию на дороге, особенно участки “закрытого” (ограниченного) обзора дороги. В Правилах дорожного движения говорится по этому поводу: “…при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы …не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств”.

Для перехода проезжей части пешеходу необходимо видеть всю дорогу и сложившуюся на ней ситуацию-– где и как далеко от пешехода находятся транспортные средства на проезжей части. Если из-за стоящего транспорта обзор ограничен или закрыт, то выходить на проезжую часть опасно, так как участники дорожного движения (пешеход и водитель) не видят друг друга.

“Ловушки” закрытого обзора могут подстерегать пешехода и у светофора. Пешеход, начавший переход на зеленый сигнал, бежит перед стоящим у светофора транспортом, заканчивая переход уже при красном сигнале. Он уверен, что водители трогающихся машин его видят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли. Из-за стоящих и трогающихся машин “с ходу” может выехать другая, водитель которой не видит пешехода. Он не тормозил у светофора, так как, подъезжая к перекрестку, загорелся уже зеленый сигнал. К тому же могут быть спешащие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при “своем” сигнале.

В этой ситуации, когда погас зеленый сигнал, пешеходу нужно как можно скорее закончить оставшиеся несколько метров перехода, уложившись в небольшую паузу между “зеленым” и “красным”, или когда горит “желтый”. Если все же переход не был закончен, то необходимо остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки, и ожидать, пока на светофоре загорится зеленый сигнал.

Все те же дорожные “ловушки” закрытого обзора есть и на перекрестке. На нерегулируемом пешеходном переходе это, прежде всего, “подвижный ограниченный обзор”: попутный и встречный транспорт. Кроме того, обзор ограничен остановившимися автомобилями, например, для поворота или разворота. Основная опасность на регулируемом перекрестке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла “зеленого” и проезд “с ходу” других автомобилей.


“ЛОВУШКИ” В ЗОНЕ ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА.

В зоне остановки попадает в ДТП треть пострадавших детей, в основном из-за стоящих маршрутных транспортных средств – большой помехи обзору на дороге (“закрытый” обзор) и спешки пешеходов или пассажиров.


“ЛОВУШКИ” НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ.

Обычно думают, что пешеходный переход – это безопасная зона, на которой с пешеходом ничего не может случиться. А ведь и здесь остановившийся автомобиль может скрывать движущийся, равно как и проехавший (“закрытый” обзор).


“ЛОВУШКИ” НА УГЛУ ПЕРЕКРЕСТКА.

Кроме дорожных ловушек “закрытого” обзора, опасность на углу перекрестка состоит еще и в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. Водитель должен уступить дорогу пешеходу, но все же пешеход тоже должен быть внимательным. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на “бровку” тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.


“ЛОВУШКИ” У СВЕТОФОРА.

Кроме дорожных “ловушек” закрытого обзора у светофора, нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые непредвиденные обстоятельства, например, поедут на красный сигнал спецмашины (скорая помощь, милиция, пожарная); могут быть и водители, нарушающие ПДД. Нередко и сами пешеходы, как взрослые, так и дети, не подчиняются сигналам светофора, т.е. переходят дорогу на красный сигнал.


“ЛОВУШКИ” ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересующему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч, собака, лужа после дождя, шляпа, которую сдул с головы ветер…

К дорожным “ловушкам” могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон. Конечно, хорошо совмещать полезное с приятным, но так ли это безопасно? Экспериментально доказано, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. То же самое и с пешеходом, разговаривающим по телефону на ходу или слушающим музыку в наушниках.


“ЛОВУШКИ” ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ ИЛИ “ПУСТЫННАЯ ДОРОГА”.

Это улица, окруженная жилыми домами, зеленью, здесь часто играют дети. По ней редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках.


“ЛОВУШКИ”, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗЛЕ ДОМА.

Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов. Такси и “скорая помощь” часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом для игр, и дети попадают в дорожную ловушку “отвлечение внимания” или “пустынная улица”.


“ЛОВУШКИ” СЕРЕДИНЫ ДОРОГИ.

Наезд на пешехода, “мечущегося” по проезжей части в автомобильном потоке. Часто это происходит потому, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается логике и прогнозу. На середине дороги обзор могут закрывать стоящие рядом пешеходы. От большого количества мелькающих рядом машин может закружиться голова, и пешеход потеряет равновесие. Настроить надо себя на предельную внимательность, никаких разговоров, никаких случайных движений, особенно назад. В этой ситуации смотреть надо влево и вправо, чтобы знать, какой транспорт проезжает за спиной и какой надо пропустить. Но лучше не останавливаться на проезжей части и перейти ее за один прием.


“ЛОВУШКИ” ПРИ ДВИЖЕНИИ ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ.

В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение Правил дорожного движения, то есть по правой обочине или правому краю проезжей части. В этом случае движение транспорта происходит со стороны спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.

Отделение пропаганды ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу